Мониторы и видеокарты.

1. Немного истории
2. Краткая информация
3. Подробнее

Со времени использования монитора для наглядного вывода данных произошло большое конструктивное усовершенствование его функций. Если сначала в качестве монитора использовалась электронно-лучевая трубка обычного телевизионного приемника, то в дальнейшем требования к нему увеличились. В частности, в монохромном стандарте MDA разрешающая способность составляла 720x350 пикселей. В следующем, цветном стандарте CGA, созданном в 1982 году - 640x200 пикселей, EGA 1984 года - 640x350, VGA 1987 года - 640x480, SVGA - 800x600. Сейчас стандартные возможности монитора - 1024x768 при 32-битном представлении цвета, дальнейшее распространение разрешения 1280x1024 пикселей. Это позволяет использовать при изображении документов режим WYSIWYG - режим полного соответствия, то есть изображение на экране представляется идентично тому, что в конечном итоге появится на принтере.

Система дисплея состоит из двух частей: адаптера дисплея и самого монитора. Адаптеры монитора разделяют по поддерживаемому стандарту (EGA, VGA, SVGA), ширине шины (8-битная, 16-ти или более), частоте кадров, частоте строк могут использоваться с графическими сопроцессорами, объему используемых микросхем памяти (до 4 Мбайт и более). Дисплеи различаются по разрешающей способности, следует заметить что разрешающая способность не зависит от размеров экрана монитора, шагу точек в линии, частоты развертки, типу развертки (полная или черезстрочная), размеру экрана. Адаптер непрерывно сканирует видеопамять, формирует ТВ-сигнал, который подается в монитор. После получения копии содержимого видеопамяти эти данные встраиваются в ТВ-сигнал. ТВ-сигнал, в котором закодировано содержимое видеопамяти, выводится по кабелю в монитор. Монитор обрабатывает ТВ-сигнал с данными из видеопамяти и показывает их на экране. Мониторы бывают цветными и монохромными. Они могут работать в одном из двух режимов: текстовом или графическом.

Текстовый режим.

В текстовом режиме экран монитора условно разбивается на отдельные участки - знакоместа, чаще всего на 25 строк по 80 символов (знакомест). В каждое знакоместо может быть введён один из 256 заранее символов. В число этих символов входят большие и малые латинские буквы, цифры, определённые символы, а также псевдографические символы, используемые для вывода на экран таблиц и диаграмм, построения рамок вокруг участков экрана и так далее. В число символов, изображаемых на экране в текстовом режиме, могут входить и символы кириллицы. На цветных мониторах каждому знакоместу может соответствовать свой цвет символа и фона, что позволяет выводить красивые цветные надписи на экран. На монохромных мониторах для выделения отдельных частей текста и участков экрана используется повышенная яркость символов, подчёркивание и инверсное изображение.

Графический режим.

Графический режим предназначен для вывода на экран графиков, рисунков и так далее. Разумеется, в этом режиме можно выводить и текстовую информацию в виде различных надписей, причём эти надписи могут иметь произвольный шрифт, размер и др. В графическом режиме экран состоит из точек, каждая из которых может быть тёмной или светлой на монохромных мониторах и одного или нескольких цветов - на цветном.

Видеорежимы мониторов

Номер Символы Точек Цвета MDA Hercules CGA EGA MCGA VGA
00h text 40x25 - 16 mono
01h text 40x25 - 16
02h text 80x25 - 16 mono
03h text 80x25 - 16
04h G 40x25 320x200 4    
05h G 40x25 320x200 4    
06h G 80x25 640x200 2 mono    
07h text 80x25 - 2 mono    
08h G 90x43 720x352 2 mono          
0Dh G 40x25 320x200 16        
0Eh G 80x25 640x200 16        
0Fh G 80x25 640x350 2 mono        
10h G 80x25 640x350 4        
11h G 80x30 640x480 2 mono        
12h G 80x30 640x480 16        
13h G 40x25 320x200 256        

Итак, как вы видите, некоторые видеорежимы пропущены, а до некоторых я не добрался. Это было сдетано умышленно: так как пропущенные режимы использовались такими например PCjr,и из своей видеокарты вы их всё равно не выжмете, некоторые были нестандартизованы, и как следствие не поддерживаются многими видеокартами, а режимы после 13h использовались профессиональными специализированными видеокартами, которые мне на глаза пока не попадались. Что же касается видеорежимов SVGA, то я к ним ещё вернусь.

Информация о видеокартах

Сайт создан в системе uCoz